» sanat » Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller

Насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, не так-то просто. Ведь для начала важно разобраться в ее героях и символах.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller
Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна.

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его развеселая свита. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Tava

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, лесная ватага любит этого питомца за его веселый нрав.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Те их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой он трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

 6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, эти девушки были кровожадны. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller
Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Силен, пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобразил его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

Вот у Vasari пьяный, обрюзгший Силен сидит у ног Вакха, не в силах оторваться от кувшина с вином.

Giorgio Vasari'yi dünyanın ilk sanat tarihçisi olarak daha iyi tanıyoruz. Rönesans'ın en ünlü sanatçılarının ve mimarlarının biyografilerini içeren bir kitap yazan oydu. Her ne kadar o sadece bir yazar olmasa da. Zamanının birçok eğitimli insanı gibi onun da dar bir uzmanlığı yoktu. Hem mimar hem de sanatçıydı. Ancak resimleri Rusya'da çok nadir görülen bir olgudur. Bunlardan biri olan “Bacchus'un Zaferi” Saratov'da saklanıyor. Bu eserin il müzesine nasıl düştüğünün hikayesi çok ilginç.

Bununla ilgili daha fazla bilgiyi “Saratov'daki Radischevsky Müzesi” makalesinde okuyun. Görülmeye değer 7 tablo.”

site “Resim günlüğü. Her resimde bir hikaye, bir kader, bir gizem var.”

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-65.jpeg?fit=489%2C600&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-65.jpeg?fit=489%2C600&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4031 size-full» title=»Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-65.jpeg?resize=489%2C600&ssl=1″ alt=»Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана» width=»489″ height=»600″ data-recalc-dims=»1″/>

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Radishchevsky Müzesi, Saratov

9. Созвездие «Корона»

По просьбе Вакха Гефест, Бог-кузнец, сделал для Ариадны венец. Это был подарок на свадьбу. Именно этот венец и превратился в созвездие.

Тициан изобразил его и правда в виде венца. Настоящее же созвездие не просто так называется «Корона». С одной стороны оно не замыкается в кольцо.

Это созвездие можно наблюдать на всей территории России. Лучше всего его видно в июне.

10. Корабль Тесея

Еле заметный кораблик слева картины принадлежит тому самому Тесею. Он безвозвратно покидает бедную Ариадну.

Живописные премудрости картины Тициана

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея

Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:

1. Динамика

Тициан показал фигуру Вакха в динамике, «заморозив» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Rönesans. До этого герои чаще просто стояли или сидели.

Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Caravaggio. Он был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller
Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея

И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).

2. renk

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller

3. Bileşim

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

А между этими треугольниками – Вакх, как скрепа, с развевающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция, тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.

Bacchus ve Ariadne. Titian'ın resmindeki kahramanlar ve semboller
Тициан. Вакх и Ариадна (деталь)

Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

***

Эту необычную историю любви и предательства писали многие художники. Но именно Тициан рассказал ее по-особенному. Сделав ее яркой, динамичной и захватывающей. И нам пришлось лишь немного постараться, чтобы раскрыть все секреты шедевральности этой картины.

Makalede ustanın başka bir şaheseri hakkında bilgi edinin «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».

***

Yorumlar diğer okuyucular aşağıya bakınız. Genellikle bir makaleye iyi bir ektirler. Ayrıca resim ve sanatçı hakkında görüşlerinizi paylaşabilir, yazara soru sorabilirsiniz.

makalenin İngilizce versiyonu